Дикий Запад: история Бозмена

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дикий Запад: история Бозмена » Библиотека » Об индейцах


Об индейцах

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Кро́у, самоназвание абсаро́ка или апсало́ке (apsáalooke əpsaːloːke
Название племени, апсалоке, было неверно переведено ранними переводчиками как «люди ворон» (отсюда английское название племени Crow, буквально «ворона»). Фактически слово означало «дети большой птицы»
Традиционные жилища кроу — типи, изготовленные из шкур бизона и деревянных шестов. Кроу известны как строители одних из самых крупных типи, по сравнению с другими народами. Внутри типи по периметру располагались спальные тюфяки, а очаг — в центре. Дым от очага выходил через дыру в потолке типи. Многие семьи кроу до настоящего времени продолжают жить в типи, особенно когда они ведут кочевой образ жизни. Ярмарка кроу считается крупнейшим собранием типи в мире.
Традиционная одежда кроу зависела от пола. Женщины обычно одевались просто. Они носили платья из купленной у белых торговцев ткани или из кожи оленя или бизона, украшенные зубами оленя. На ногах они носили мокасины и короткие ноговицы (леггины). Мужская одежда обычно состояла из рубашки, леггин, накидки из бизоньей шкуры или одеяла, и мокасин. Волосы их были длинными, иногда достигали земли, и украшались чем-либо.
Народ кроу был одним из самых богатых лошадьми индейских народов Северных равнин. В 1914 г. их количество составляло ? 4 тысячи, однако к 1921 г. сократилось всего до тысячи. Кроу также имели много собак и, в отличие от других племён, не употребляли их в пищу. Вели кочевой образ жизни.
Род у кроу был матрилинеальным (происхождение велось по материнской линии) и матрилокальным (муж после брака переезжал в дом жены). Женщины в племени играли весьма значительную роль.

0

2

Шайе́нны, чейе́нны (англ. Cheyenne) — индейский народ в США. Название шайенны произошло от слова сиу Šahíyela, означающего Говорящие красной (непонятной) речью или Люди, говорящие на чуждом языке. Самоназвание племени — Tsétsêhéstâhese (Тсистсистас) — Подобные нам, наши люди.
Они проживали в постоянных поселениях и занимались земледелием, рыболовством, охотой и собирательством дикого риса. Около 1676 года шайенны достигли реки Миссури.
В XVIII веке обитали вдоль рек Шайенн и Ред-Ривер. После приобретения лошадей и открытия доступа к европейским товарам некоторые группы шайеннов начали уходить на равнины и вести кочевой образ жизни. Уже в начале XIX века шайенны практически полностью перешли к конной охоте на бизонов, став типичными кочевниками Великих Равнин.
Переселившись на юг, шайенны оказались в состоянии войны с команчами, кайова и кайова-апачами. Самым серьёзным сражением этой войны стала Битва на Волчьем Ручье, которая произошла в 1838 году и является одной из самых кровопролитных межплеменных битв на Великих Равнинах. Обе стороны потеряли столько известных и уважаемых людей, что племена начали думать о прекращении жестокой войны. В 1840 году шайенны заключили мир с команчами и их союзниками, который впоследствии никогда не был нарушен.
Отношения шайеннов с белыми людьми изначально были дружественными. Когда в 1839 году несколько человек были захвачены лакота на Орегонской тропе на реке Саут-Платт, около 400 шайеннов появились в селении своих союзников и спасли белых. В 1841 году шайенны, лакота и арапахо атаковали селение восточных шошонов, в котором находились белые охотники. Трапперы выступили в сражении на стороне шошонов. Раздражённые потерями в схватке с трапперами шайенны, арапахо и лакота обследовали территорию Орегонской тропы в поисках белых людей. Вблизи Индепенденс-Рок они окружили караван Элайджа Уайта, который вёл знаменитый Томас Фицпатрик. Индейцы совещались всю ночь — атаковать переселенцев или нет. Большинство воинов были за нападение. Наконец, вожди сообщили Фицпатрику, что его отряд может продолжать движение, но предупредили его, что больше не позволят караванам проходить через свою страну, что эта тропа закрыта и любые белые люди, обнаруженные здесь, будут убиты. Стычки между шайеннами и американцами продолжались, но крупномасштабная война ещё не началась
С 1860 по 1878 год шайенны принимали активное участие в войнах с американцами. И белые, и индейские современники считали шайеннов одними из самых яростных и храбрых бойцов.

Шайенны относятся к традиционному типу культуры индейцев Великих равнин, у которых основу хозяйства составляет конная охота на бизонов. Шайенны занимаются ей с XIX века. Кроме этого они занимались земледелием, охотой, рыболовством, собиранием дикого риса, что разбавляло диету из пеммикана.
Перейдя к кочевому образу жизни шайенны часто перемещали свои лагеря, жили в типи. Типи устанавливалось входом на восток, на равнинах часто дул западный ветер, и при таком положении типи он не попадал вовнутрь. Кроме того, ставя типи входом на восток, шайенны таким образом направляли его «лицом» к солнцу. Лагеря шайеннов могли быть небольшими и состоять из 7-20 типи и огромными — когда собиралось всё племя.
Наиболее важной частью в племенной организации шайеннов была большая семья. Счёт родства — билинейный. Брак — матрилокальный. Существовала ограниченная полигиния. Следующей по значимости являлась племенная группа или община. Взаимоотношения в племенной группе строились на принципе взаимопомощи.

Традиционная религия и племенные святыни

Пантеон возглавляет божество Махео (Ma’heo’o), Творец Всего Сущего, изначальный источник всего в мире.
На горе Noavose (Novavose) произошла встреча Махео и Душистой Магии (Motseeone), великого пророка шайеннов. Душистая Магия вернулся к своему народу, организовал военные общества и Совет Сорока Четырёх вождей. В течение жизни Душистая Магия оставил пророчества и наставления своему народу. От Махео Душистая Магия получил Махутс, Священные Стрелы (Maahotse, Mahuts — от имени создателя, Махео), которые стали одной из двух святынь шайеннов.
Вторая святыня — Иссивун, Священная Шапка (Is’siwun), которая сначала принадлежала племени сутайо, а позже стала могущественной реликвией всех шайеннов. Священная Шапка была подарком Махео пророку сутайо Прямые Рога. Вместе со святыней пророку была дана Пляска Солнца, самая значительная церемония шайеннов. Культ Священной Шапки и культ Священных Стрел со временем объединились в магическую систему. Священные Стрелы воспринимались как мужская магия, больше имеющая отношение к войне и охоте. Священная Шапка являла женскую магию, которая была связана с бытовой жизнью народа. Возникли и единые церемонии: когда Стрелы несли против врага в битве, вместе с ними в атаке участвовала и Священная Шапка, которую одевал на голову один из воинов; когда Священные Стрелы показывали мужскому населению, открывали и связку Священной Шапки. Шайенны считали, что магические талисманы определяли путь, которым должен идти народ. Важную роль в жизни шайеннов играли Хранители священных реликвий. Святые люди, хранившие Священные Стрелы и Священную Шапку, образовывали два главных шайеннских союза. Считалось, что посредством этих союзов Махео передает свою силу шайеннам, гарантируя непрерывную жизнь и благословение для людей.

Важной церемонией у шайеннов так же была церемония Массаум. Церемония, которая ритуально демонстрирует акт создания вселенной, проходит в течение пяти дней. Ритуальные элементы включают установку священной палатки, очищение в потельне, символического представления всех видов животных, ритуальную охоту, обучение охотничьим правилам и изображения дня и ночи. Религиозные действия каждый день сопровождаются священными песнями, ритуальным курением, символическим раскрашиванием, посвящением и молитвой. В церемонии принимают участие давшие обет, жрецы и ассистенты. Последнее проведение этой церемонии среди северных шайенов было в 1911 году, а среди южных — в 1927. Среди причин, которые привели к исчезновению практики Массаум, находятся резервации, оппозиция правительства США и миссионеров к проведению туземных обрядов, а также истребление бизонов и других животных.

0


Вы здесь » Дикий Запад: история Бозмена » Библиотека » Об индейцах


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно